Копилка противоречий: история Chevrolet Corvair — «убийцы» VW из 1960-х

Копилка противоречий: история Chevrolet Corvair — «убийцы» VW из 1960-х

undefined undefined
Порой на маркетплейсе FRESH можно встретить настоящие автомобильные бриллианты. Например, Chevrolet Corvair. Это, пожалуй, самый неамериканский «американец» своего времени. Он, буквально сотканный из противоречий, даже спустя годы заставляет говорить о себе. Естественно, говорить разное. Но тем лишь интереснее! Мы с головой ушли в историю модели Corvair, чтобы познакомить вас с наиболее интересными фактами из её биографии.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Бей своих, чтобы чужие боялись

Ни для кого не новость, что концерн General Motors был и остаётся глыбой мирового автомобилестроения. Вот только быть глыбой — не значит твердолобствовать. Поэтому в 1952 году ведущий инженер «Большого плюса» Эд Коул, едва успев получить эту должность, твёрдо решил: им нужно ввязываться в спор с наступающими на пятки европейскими автобрендами за кошельки янки. Дело в том, что в США всегда ценились машины побольше. Причём тамошние автопроизводители старались не изменять традиции даже тогда, когда сами потребители намекали на обратное.
И вот в конце 1950-х Ford и Chrysler, будучи участниками «Большой детройтской тройки», представляют местной заокеанской публике «обкромсанные» версии хорошо знакомых типично американских автомобилей. Их конструкторские умы посчитали возможным обойтись малой кровью и ограничились, во-первых, заменой V8 на шестицилиндровые двигатели, а во-вторых, скукоживанием примерно на 20% размеров кузовов стандартных моделей. Всё. В штаб-квартире General Motors мыслили и действовали принципиально иначе. Естественно, с подачи того самого Коула. Под его руководством Chevrolet создаёт модель, которая буквально во всём отклоняется от устоявшихся американских норм автомобилестроения. Уже в тот момент стало очевидно: заклятые конкуренты в лице Ford и Chrysler повержены, а «обнаглевшие» «Фольксвагены» и иже с ними нехило запуганы.

Рикошетом по самолюбию

Как вы поняли, Corvair стал настоящим откровением для Америки. Например, шестицилиндровый мотор, с воздушным охлаждением и обильным использованием в нём алюминия, расположился в задней части автомобиля. Он приводил в движение задние колёса через компактную коробку передач. Плюс подвеска была независимой. Но и это ещё не всё, продолжайте загибать пальцы. Допустим, рама уступила место монококу, а шины, обутые на более широкие диски, оказались низкопрофильнее обычных. Дизайн тоже не ассоциировался с автодетищами из Детройта тех лет, ведь хвостовые плавники и хромированная решётка радиатора ушли в прошлое. Кажется, в Штатах оказались поистине очарованы новинкой, поскольку иначе никак не объяснишь появление Эда Коула и Corvair на обложке еженедельного журнала Time. Однако, как выяснится потом, от милости до гнева один шаг…
Практика показала, что задняя подвеска на качающихся полуосях в предельных режимах наделяла автомобиль чересчур нестабильной управляемостью. Усиливался негативный эффект данного конструкторского решения ещё тем, что Corvair у нас, как мы помним, заднемоторный. Конечно, в Chevrolet тут же бросились хоть как-то улучшать ситуацию с послушностью машины на высоких скоростях. К примеру, в 1964 году модель, впервые вышедшая в свет в 1960-м, стандартно обзавелась стабилизатором поперечной устойчивости. Впрочем, к тому моменту репутация Corvair была настолько прилично подмочена, что попытка экстренно провести работу над ошибками осталась практически незамеченной.
1 / 4

Книжка-ужастик как начало конца

Возможно, о проблемах Chevrolet Corvair постепенно и позабыли бы, но тут, как назло, печатается книга под названием «Опасен на любой скорости». На её страницах активист в сфере защиты прав потребителей Ральф Нейдер катком проходится по авто. В его распоряжении каким-то образом оказалось свыше 100 судебных исков, поданных гражданами в связи с авариями с участием Corvair. Они и стали базой для будущего бестселлера книжных ларьков и гробовщика Corvair. Нейдер настаивал: большие боссы GM осознали всю небезопасность подвески Corvair с первых же километров тестов, однако закрыли на это глаза, ведь ими движило в большей степени желание сэкономить. Вот почему стабилизатор поперечной устойчивости изначально предлагался как опция.
Резонансная книга принесла широкую известность Нейдеру, придала ему веса и авторитетности даже на уровне конгресса. Его чуть ли не открыто благодарили за правду о Corvair и «наживающемся на людских смертях» GM. Но, как часто бывает, вскоре информационный шум поугас, а объективность расследователя начала подвергаться сомнениям. В итоге в 1972 году Национальная администрация безопасности дорожного движения выпускает официальное заявление, где чёрным по белому написано: «Corvair первых годов выпуска был ни на грамм не опаснее большинства своих же конкурентов». Тем более что такая подвеска не была собственной разработкой Chevrolet — она применялась повсеместно, особенно на тех же «европейцах», включая Porsche, Mercedes-Benz и, разумеется, Volkswagen, несостоявшимся убийцей которого и запомнился Chevrolet Corvair.

Подвиньтесь, «Мустанг» идёт на разбег

Пока GM и Chevy предпринимали максимум усилий, чтобы отмыться от очерняющих нападок Нейдера, заклятый враг в лице «Форда» запустил в серию Mustang. Новинка так покорила всех, что вера в Corvair пропала даже у его создателей, а все ресурсы были оперативно переброшены на разработку Camaro — «своего «Мустанга» и будущей легенды. Corvair планировали снять с конвейера в 1966-м, но в результате оставили по 1969-й с мыслью «пусть приносит хоть какие-то продажи и деньги». В последний год жизни модели произвели лишь жалкие 6 тысяч экземпляров — мизерный по меркам автогиганта спрос перестал рождать достойное предложение. Хотя удивляться здесь нечему, так как с 1966 года Corvair почти перестали рекламировать…
1 / 8

Corvair, который мог всё исправить

А если точнее, то не один, а сразу два Corvair — Monza GT и Monza SS. Кто знает, что было бы, если бы оба концепта пошли в серию… Хотя, говоря откровенно, им всё-таки сразу уготовили роль шоу-каров. Этих красотулек, наверное, никто бы и не рожал, пусть даже только в своих талантливых головах, если бы не шаг гения Джорджетто Джуджаро. В 1963 году он, являясь заведующим дизайнерским отделом итальянского кузовного ателье Bertone, показывает миру шедевральный Corvair Testudo. Дверей у машины не имелось — весь «фонарь» кабины откидывался целиком, по-самолётному. Monza GT не смогла не перенять столь грандиозное решение. Примечательно, что передок получился таким острым и плоским, что про багажное отделение, которое подразумевалось в передней части, пришлось забыть напрочь.
Несколько более жизнеспособным смотрелся Corvair Monza SS — то бишь родстер. Вот у него уже никто не отнял нормальные двери, багажничек спереди. Пижонства образу добавляли штуки типа низкого лобового стекла и дуги безопасности за сиденьями. По идее, при условии небольших доработок и адаптаций, запустить машину в производство не выглядело сложной задачей, однако уверенная поступь всё того же «Мустанга» на североамериканском рынке заставила окончательно свернуть все проекты, связанные с Corvair, с формулировкой «потеряло смысл».

Комментарии
0

Осталось 1000 символов.
Комментарии проходят модерацию.
Подписка успешно добавлена
Модели этой же марки, доступные к покупке
Внедорожник
50i 4.4 AT (407 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
2 049 000 ₽
Внедорожник
1.5 CVT (147 л.с.) ,
от ₽/мес
1 890 000 ₽
Внедорожник
25d 3.0d AT (218 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
3 599 000 ₽
Внедорожник
M50i 4.4 AT (530 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
10 599 000 ₽
Внедорожник
(Binyue Cool) 1.5 AMT (174 л.с.) ,
от ₽/мес
2 599 000 ₽
Хэтчбек
2.0 AMT (150 л.с.) ,
от ₽/мес
990 000 ₽
Внедорожник
M50i 4.4 AT (530 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
9 999 999 ₽
Внедорожник
M60i 4.4 AT (530 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
14 499 000 ₽
Седан
1.6 AMT (125 л.с.) ,
от ₽/мес
810 000 ₽
Внедорожник
25d 3.0d AT (218 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
4 149 000 ₽
Внедорожник
30d 3.0d AT (249 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
3 840 000 ₽
Внедорожник
40i 3.0 AT (340 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
7 699 000 ₽
Внедорожник
1.5 AMT (150 л.с.) ,
от ₽/мес
1 845 000 ₽
Внедорожник
30d 3.0d AT (265 л.с.) 4WD ,
от ₽/мес
6 990 000 ₽
Внедорожник
40i 3.0 AT (340 л.с.) ,
от ₽/мес
7 805 100 ₽
Универсал
1.6 AMT (105 л.с.) ,
от ₽/мес
925 000 ₽